Каминные экраны изготавливались в виде глухого щита и устанавливались перед топкой, чтобы замаскировать ее неприглядный вид в отсутствие огня. Как правило, такие экраны являлись составной частью мебельного гарнитура и соответствовали ему по стилю, материалу и декору.
Каминные экраны для Останкинского дворца были выполнены в мастерских П. Споля и составляли единый комплект с мебелью Итальянского павильона и Проходной к нему. В описи 1837 года отмечено, что «при каминах по экрану деревянному резному золоченному и местами крашены голубой краской, на лапчатых на шарах золоченых же, на них по 4 кариатиды и по 4 сфинкса золоченых, обиты с обеих сторон розовым штофом и обложены по бортам полосатой белой с фиолетовыми полосками материей».
Поле экрана и в XVIII веке, и в XIX столетии затягивалось той же тканью, что использовалась в обивке мебели. Яркий примером подобного подхода является экран из будуара императрицы Марии Александровны и кабинета Александра Второго. Очень эффектно смотрелись экраны со стеклянной вставкой, которая могла быть как с росписью, так и однотонной, имитирующей цвет пылающего огня.