Вернуться
13 из 52
Просмотрено 13 из 52
Люстра на 24 свечи. 1797
Люстра на 24 свечи. 1797
Название
Люстра на 24 свечи
Датировка
Материал, техника
хрусталь, бронза, стекло; чеканка, выдувание, литье, золочение
Размер
Высота 190. Диаметр 110
Изготовитель
Мастерская И. Цеха (?)
Место создания/находки
Санкт-Петербург
Аннотация
Как известно, уже в середине XVIII века светильники играют одну из главных ролей в художественном оформлении интерьера. Во второй половине восемнадцатого столетия отечественное производство потолочных светильников достигает своего расцвета. В эпоху высокого классицизма хрустальные люстры приобретают яркую художественную выразительность и национальное своеобразие. Одной из главных особенностей русских светильников эпохи классицизма было наличие в декоре яркого цветного акцента. В России из цветного стекла выполняли поддоны, колбы и тарелки фонарей. Цветные муфты разнообразных форм изготавливали на Петербургском казенном стекольном заводе и продавали люстровщикам. Завод был основан в Санкт-Петербурге на Фонтанке в 1735 году. Изготовление осветительной арматуры с окрашенным стеклом стало возможным лишь благодаря М. В. Ломоносову (1711–1765 гг.). Рецептура изготовления цветного стекла была получена Михаилом Васильевичем в ходе многочисленных опытов и передана на Потемкинский, а затем на Императорский стекольные заводы. В последней четверти XVIII века палитра стекла, применяемая в светильниках, стала чрезвычайно богатой. Встречались ярко-голубые и бледно-голубые глушенные стекла, а также прозрачные бирюзовые, аметистовые, аквамариновые, желтые, зеленые и различные оттенки синего (кобальтового стекла). В люстрах часто использовалось стекло цвета молока, которое нередко расписывалось мелким цветочным орнаментом, напоминающим драгоценный фарфор. Особенно ценилось прозрачное розовое и красное стекло, так называемый золотой рубин. Самой яркой составляющей художественного решения потолочных светильников, которая, собственно, и позволила называть их люстрами, является так называемый хрустальный убор. Во второй половине XVIII века он был чрезвычайно разнообразен и состоял из граненых подвесок, напоминающих по форме миндаль, оливы, сосульки, чечевицу, розетки, звездочки, пирамидки, а также ладьевидные элементы, называемые маркизами. В отличие от осветительной арматуры барокко, люстры классического вида обладали ясностью конструкций и разнообразием декора. Наиболее распространенным видом является многоярусная люстра с цельным несущим длинным штоком, на который традиционно нанизаны стеклянные вазики (муфты). Шток соединяется изогнутыми тягами с обручами (ободами), несущими рожки со свечниками. Именно ярусное построение становится главным конструктивным отличием классицизма от барокко. Ярусный характер люстр эпохи классицизма функционально обусловлен необходимостью увеличить световой поток — система восходящих обручей решала эту задачу.
Коллекция
Осветительные приборы
Люстра на 24 свечи. 1797
Люстра на 30 свечей. 1790-е. Цех И. (?)