Русское производство осветительных приборов с хрустальными подвесками возникает ближе к середине XVIII века и связано, преимущественно, со временем правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.). В этот период особую роль в создании русской стекольной индустрии играет Петербургский казенный завод, который изготавливает стекло, зеркала и хрусталь для императорских дворцов. Стиль барокко, характерный для русского искусства середины XVIII века, требовал пышности убранства дворцовых интерьеров, поэтому люстры, отражающие сияние многочисленных свечей, как нельзя лучше соответствовали праздничной декорации парадных залов. В дворцовых интерьерах появляются новые потолочно-осветительные приборы, созданные на основе металлического каркаса, украшенного многочисленными хрустальными деталями. Своей монументальной формой и блеском они производили неизгладимое впечатление и стали незаменимой частью оформления парадных апартаментов.
Конструкция люстры нового вида представляет собой соединение нескольких профилированных металлических тяг в нижней и верхней частях штока, создающих своего рода внутренний грушевидный объем. В разрезе образуется силуэт так называемой лиры (enlire). Главное украшение люстры состояло из прикрепленных к металлическим тягам и кронштейнам стеклянных подвесок или плакеток разнообразных видов. Чаще всего встречаются так называемые ушки либо дубовые листья. Блестящий век «елизаветинской люстры» завершается к 1780-м годам, когда на смену этому виду потолочных светильников приходят новые конструкции и композиции хрустального убора, эстетика которых связана с высоким русским классицизмом.