Вернуться
Чертеж. План усадьбы Останкино. Фиксационный чертеж. 1793. Морщиков П.
Чертеж. План усадьбы Останкино. Фиксационный чертеж. 1793. Морщиков П.
Автор
Морщиков Павел
Название
Чертеж. План усадьбы Останкино. Фиксационный чертеж
Комплект
Альбом чертежей Останкинского дворца-театра.
Датировка
Материал, техника
бумага верже; акварель, тушь, перо
Размер
Место создания/находки
Аннотация
На реализованном плане регулярная часть парка занимает меньшую площадь, чем пейзажная. Рисунок в виде «звезд» был сохранен. В местах пересечения аллей и на центральной аллее были сформированы три круглые клумбы, которые разнообразили геометрически правильные квадраты регулярного сада. Справа разбита поляна и несколько дорожек, насыпная горка «Парнас» и беседка-храм. Слева – хаотично расположенные куртины и огибающие их дорожки, отдельная тенистая поляна с кедрами. Западная часть пейзажного парка, в отличие от светлой восточной с поляной, храмом и горкой Парнас, была сформирована темной и сумрачной. Созданию печального настроения, меланхолии, философским размышлениям более способствовал тенистый участок сада. В Останкино такому участку вполне соответствовала посаженная в западной части сада кедровая роща. Граф приказывал еще больше затемнить участок и "насадить ёлок, чтоб было дичью". За пределами усадебного парка слева видна хозяйственная часть усадьбы. Перед дворцом расстилается партер, хорошо видна его композиция. Основным элементом партера, является газон в окружении ровных дорожек и галереи - берсо (крытой аллеи). Кроме того, участок перед дворцом украшают шесть симметричных округлых клумб по периметру газона. Слева от него посажена одиночная лиственница. Партер не имеет жестких геометрических форм: вытянутый к северу газон перед дворцом огибают несколько дорожек – прямых и извилистых. Внешние прямые дорожки и галерея-берсо "из лип" являются частью регулярной планировки, а внутренние, извилистой формы, пейзажной. Одиночная лиственница дополнительно разрушает правильную геометрию. Партер является центром и важнейшим элементом усадебного комплекса и, будучи расположенным прямо перед дворцом, помогает связать свободную пейзажную планировку парка по сторонам от дворца, а также регулярное симметричное расположение посадок и аллей в северной части сада, подчеркивая строгость классической архитектуры самого дворца.
Коллекция
Архитектурная графика