Вернуться
Часы настольные. 1850-е. Деньер Ж.
Часы настольные. 1850-е. Деньер Ж.
Автор
Деньер Жан-Франсуа (1774-1866)
Название
Часы настольные
Датировка
Материал, техника
бронза, эмаль, стекло; литье, золочение
Размер
высота общая: 80; ширина: 35; длина: 94. Высота базы: 25. Диаметр циферблата: 12
Место создания/находки
Аннотация
Знаковым и символичным для Останкинского дворца является комплект с двумя статуями-цветниками и часами со скульптурной группой «Музыка, вдохновляемая Поэзией» («La Musique s'inspire de la Poesie»). Во время приёма императора Александра II часы находились в Картинной галерее. Корпус украшен двумя овальными профильными портретами создателей французской национальной оперы: композитора, скрипача и дирижёра Жана-Батиста Люлли и поэта, драматурга, постоянного либреттиста Люлли- Филиппа Кино. 27 апреля 1673 года в театре Пале-Рояль в Париже состоялась премьера их оперы «Кадм и Гермиона». Это произведение стало эталонным для французской оперы на многие десятилетия. Выбор часов с подобным сюжетом для обстановки парадных комнат Останкинского дворца не случаен. Основной репертуар, исполняемый в крепостном театре Николая Петровича Шереметева, состоял из французских опер. Можно предположить, что граф Дмитрий Николаевич Шереметев, готовясь к приёму императора Александра II в 1856 году в Останкинском дворце, купил часы «Музыка, вдохновляемая Поэзией», отдавая дань истории театра. Основой скульптурной композиции часов является корпус, изготовленный в 1850-х годах в Париже на бронзолитейной фабрике отца и сына Деньеров, которые были одними из крупнейших производителей художественной бронзы эпохи историзма. Механизм часов «Музыка, вдохновляемая Поэзией» изготовлен известной французской фирмой по производству часовых механизмов и комплектующих деталей для часов «Братья Жапи и Ко». После приёма императора в Останкинском дворце часы постигла участь, характерная для многих предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных в стиле историзма - часы убрали в кладовые. Затем, на протяжении всей столетней музейной истории Останкинского дворца, комплект находился в запасниках. Несмотря на хорошую сохранность, он никогда не был представлен в залах, так как стилистически не вписывался в экспозицию, составленную из предметов XVIII века.
Коллекция