Вернуться
19 из 21
Просмотрено 19 из 21
Останкино: виды усадьбы из собрания печатной графики музея
Останкино: виды усадьбы из собрания печатной графики музея
Аннотация
Представляя разнообразные жанры искусства конца XVIII века с необычайной полнотой, Останкинский дворец на протяжении всего периода своего существования привлекал внимание художников, стремившихся его запечатлеть. И потому мы имеем возможность представить на выставке виды усадьбы, созданные с конца XVIII до середины XX века, выполненные в разных техниках и манерах. Останкино посещали императоры Павел I и Александр I, король польский Станислав Понятовский; в 1817 году сюда приезжали новобрачные великий князь Николай Павлович с супругой Александрой Федоровной и прусский король Вильгельм III, отец великой княгини. И тогда для высоких посетителей давались блестящие и пышные праздники с театральными представлениями, иллюминацией и фейерверками. Одно из таких посещений дворца Павлом I отражено в гравюре по живописному полотну Ж. Делабарта. В 1856 году Александр II готовился в Останкино к коронационным торжествам, и сохранились литографии, приуроченные к этому событию. Ранние по времени создания изображения демонстрируют вид усадьбы наиболее полно, запечатлевая сразу и дворец, и церковь, и пруд. Художники конца XVIII - XIX века тонко чувствовали сценическую природу классицистической архитектуры, воистину «быть на виду - быть на сцене». И только в изображениях XX века мастера показывают нам виды конкретных уголков дома и интерьеров. Первоначально изображения выполнялись по заказам владельца усадьбы или заинтересованных лиц в мемориальных или представительских целях. Позднее размноженные в тиражном эстампе работы приобретали новую жизнь и становились достоянием широкого круга людей. Виды Останкина представлены в разных техниках: в гравюре на меди, ксилографии (гравюре на дереве), литографии (печать с камня), фототипии (печать с формы, образованной при помощи светочувствительного слоя). При этом гравюра на меди по природе является несравненно более богатой тональными градациями, чем ксилография. А технические возможности ксилографии вынуждают к условному графическому обобщению формы. Фототипия же по своей природе воспроизводит все полутона и тончайшие переходы оригинала с недостижимой для других способов печати точностью. Помимо репродукционной графики, когда гравер или литограф воспроизводит чужой оригинал, есть в коллекции и авторепродукции, т.е. повторения или вариации художниками в эстампе собственных композиций. Произведения на выставке расположены по времени их создания - от более раннего к более позднему. Работы из серии, созданной И.Н. Павловым, размещены в соответствии с авторской нумерацией с сохранением авторских названий.
Выставка «Между небом и землей». Русская деревянная скульптура из коллекции усадьбы Останкино.
Останкино в годы Великой Отечественной войны