Вернуться
18 из 21
Просмотрено 18 из 21
Выставка «Между небом и землей». Русская деревянная скульптура из коллекции усадьбы Останкино.
Выставка «Между небом и землей». Русская деревянная скульптура из коллекции усадьбы Останкино.
Аннотация
Церковь Живоначальной Троицы в Останкино, откуда происходит значительная часть демонстрируемых на выставке скульптур, является такой же неотъемлемой частью усадьбы Останкино, как и Останкинский дворец. На протяжении истории существования она была домовым храмом владельцев усадьбы - князей Черкасских и графов Шереметевых. Церковь пышно украшена изразцами, белокаменной резьбой и рядами кокошников. Внутреннее убранство храма складывалось на протяжении XVII-XIX вв. В интерьере Останкинской церкви находилась и деревянная скульптура, которая сейчас присутствует в коллекции усадьбы. Некоторые резные предметы происходят из исторической коллекции Останкино. Религиозная деревянная скульптура – непременная часть искусства, куда входят как резные статуи святых в иконостасах и в убранстве храмов, так и небольшие образки или рельефные иконы, деревянные кресты и складни. Этот вид творчества имеет Византийские корни. Вырезанную из дерева скульптуру, покрывали левкасом и расписывали красками по аналогии с живописными образами. Ступни, кисти и предплечья, а также атрибуты в руках святых иногда вырезали отдельно и крепились деревянными шкантами, из-за чего они часто бывают утраченными. Тыльную сторону статуй в большинстве случаев оставляли необработанной, лишь сохраняющую общие контуры с внешним изображением. Несмотря на то, что деревянная скульптура является неотъемлемой частью религиозного искусства, она встречается значительно реже, чем живопись, мозаика или шитье. В России она долгое время находилась сначала под негласным запретом – ввиду прямого наследия язычества, а затем из-за синодального постановления от 21 мая 1722 года. Этот указ запрещал "иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные". Указ Синода не запрещал деревянную скульптуру в принципе, но более четко определял ее направленность, ограничивая возможность изготовления языческих истуканов. Несмотря на некоторую остановку в развитии скульптуры, в русских церквах довольно быстро появляются исполненные местными резчиками объемные изображения святых, сцены казни и истязания Христа. В тоже время, русская религиозная скульптура, как и иконопись, по своему внутреннему содержанию более спокойна, сдержана. Отсутствие лишних деталей и драматизма, отличало отечественную скульптуру от западных изображений, где порой напряженность момента и зрелищность возведены в абсолют. В русской скульптуре, в особенности в конце XVII века существовала ориентация на европейскую художественную культуру, что было особенно характерно для искусства Петровской эпохи и более позднего времени. Завоевания середины - второй половины XVII в. ряда местностей и городов Польши и Литвы привели к более тесному общению с западной деревянной скульптурой и резьбой по дереву, что вызвало многочисленные подражания и в Московском государстве. Кроме того, в том же 1654 году в Москву было приглашено большое число мастеровых людей из Полоцка, Витебска, Смоленска и других городов для строительства и художественного оформления наиболее значительных государственных, культовых и культурных объектов. Многие из них остались работать в оружейной палате Кремля, некоторые отправились в соседние города и монастыри. Мастера деревянной скульптуры Южной и Центральной России с помощью белорусских и украинских резчиков энергично осваивали приемы барокко. Из культового искусства Польши и Германии были заимствованы трактовки некоторые популярных сюжетов. Некоторые этапы и особенности русской деревянной пластики можно видеть на примере произведений из коллекции усадьбы Останкино, в которой присутствуют различные образцы русской церковной деревянной скульптуры и резных икон, среди которых можно видеть скульптуры, созданные в России европейскими мастерами, а также произведения русских резчиков.
Ссылки
Висячая коллекция
Останкино: виды усадьбы из собрания печатной графики музея