Вернуться
10 из 21
Просмотрено 10 из 21
«В мундирах выпушки, погончики, петлички...»
«В мундирах выпушки, погончики, петлички...»
Аннотация
В фондах коллекции литографии Московского музея-усадьбы Останкино хранится немало изображений русского военного костюма 18-19 веков. Самые ценные из них - листы из первого тиража иллюстраций к многотомному изданию под редакцией А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», отпечатанные в 1861 г. парижской литографской мастерской Лемерсье. (Над рисунками работала группа художников под руководством известного художника-баталиста К.К. Пиратского). Литографии отпечатаны на дорогой «китайской» бумаге и виртуозно раскрашены от руки акварелью, а позолоченные и посеребренные детали униформы выполнены твореным золотом и серебром. Предназначенные первоначально быть скромными иллюстрациями к справочному изданию, эти листы стали настоящими шедеврами искусства литографии. Как известно, каждый русский император, вступая на престол, считал своим долгом внести в форменную одежду свои поправки. Особенное внимание этому вопросу уделял Николай I, ставший императором неожиданно для себя после внезапной смерти Александра I и отречения от престола его официального наследника Константина Павловича. Будучи третьим из братьев, Николай не готовился своими воспитателями к этой роли, хотя получил серьезное военное образование. До воцарения он командовал гвардейской бригадой, затем дивизией, занимал должность инспектора инженерной части. Однако во все время своего царствования основное внимание Николай I уделял не техническому оснащению армии и не ее боевой выучке, а красоте военной формы.
Часы - хранители истории
«Малиновый звон» в Останкине
Экспонаты выставки Отобрано: 35
Литография Лемерсье и Ко (период активного творчества: 1827 - после 1899). Литография. Обер-офицер Рижского Драгунского полка, 1845-1848. Лист № 258 из издания под редакцией А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч. XXI. 1861
Литография Лемерсье и Ко (период активного творчества: 1827 - после 1899). Литография. Барабанщик Полевых Артиллерийских бригад, 1851-1855. Лист № 418 из издания под редакцией А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч. XXII. 1861
Литография Лемерсье и Ко (период активного творчества: 1827 - после 1899). Литография. Горнист Гренадерского Саперного батальона, 1849-1855. Лист № 459 из издания под редакцией А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч. XXII. 1861
Литография Лемерсье и Ко (период активного творчества: 1827 - после 1899). Литография. Фейерверкер Гренадерских Артиллерийских бригад, 1851-1855. Лист № 417 из издания под редакцией А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч. XXII. 1861
Литография Лемерсье и Ко (период активного творчества: 1827 - после 1899). Литография. Канонир Гренадерских Артиллерийских бригад, 1828-1833. Лист № 390 из издания под редакцией А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч. XXII. 1861
Литография Лемерсье и Ко (период активного творчества: 1827 - после 1899). Литография. Рядовой Драгунского принца Эмилия Гессенского полка, 1851-1855. Лист № 265 из издания под редакцией А.В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч. XXI. 1861