Вернуться
Часы - хранители истории
Часы - хранители истории
Аннотация
В музее-усадьбе Останкино хранится великолепная коллекция часов. Её особенность в том, что некоторые экземпляры более 200 лет являются свидетелями истории усадьбы. Так совпало, что каждое значительное событие Останкина связано с появлением в усадьбе интереснейших экземпляров часов. Они стали для нас, живущих в XXI веке, «хранителями» этих историй. С помощью виртуальной выставки приглашаем Вас в путешествие во времени по Останкинскому дворцу. Конец XVIII века. «Магия театра». Идея постройки театра в Останкине принадлежала графу Николаю Петровичу Шереметеву – одному из самых образованных и влиятельных аристократов своего времени. Сохранившееся до наших дней здание строилось в качестве увеселительной летней загородной усадьбы, где главным развлечением для хозяина и его гостей было погружение в магию театрального действа. Примами его театра стали певица Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова (в последствии жена графа), и её ближайшая подруга танцовщица Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова. Напоминанием об этом периоде расцвета театра являются одни из самых ценных мемориальных часов, по преданию, подаренных Николаем Петровичем Шереметевым Татьяне Васильевне Шлыковой, о чём свидетельствует табличка на передней части корпуса. Сам Останкинский дворец получил известность как образец высокого вкуса своего хозяина. Кроме современного, хорошо оборудованного театрального зала, во дворце существуют два нарядных павильона, анфилада парадных залов, а также картинная и эстампная галереи. Эти помещения обставлялись графом подлинными произведениями искусства, с внимательностью к деталям. Одним из таких примеров являются часы с фигурой Клио, стоящие на одной из каминных полок в Итальянском павильоне Останкинского дворца. Этот экземпляр - единственный, сохранившийся в Останкинском собрании часов от первоначальной обстановки. К сожалению, «золотое время» театра продлилось недолго – после смерти графа Николая Петровича в 1809 году жизнь в Останкине затихла. 1856 год: усадьба становится дворцом. Следующее знаменательное событие для усадьбы случилось в 1856 году, когда здесь была устроена временная резиденция будущего императора Александра II и его семьи. В Останкине император готовился к церемонии коронации перед торжественным въездом в Москву. Встречал императора сын Николая Петровича - Дмитрий Николаевич Шереметев. К приёму во дворце были обновлены интерьеры, которые стали жилыми покоями для членов царской семьи. Их пополнили новой мебелью и модными предметами обстановки. В это время в убранстве Картинной галереи появился комплект с часами «Музыка, вдохновляемая Поэзией», а в Нижних наугольных комнатах часы со скульптурной группой «Петр I в бурю на Ладожском озере» и часы-ротатор в виде вазы. Останкино, несомненно, принадлежало к усадьбам особо ценным и значимым для семьи Шереметевых, тем более после пребывания здесь императора. Поэтому графом был заказан альбом фотографий, выполненный фотоателье «Шерер, Набгольц и К». Благодаря этим фотографиям, находящимся сейчас в собрании музея, мы можем увидеть часы в интерьерах так же, как видел их Александр II. Ведь именно после пребывания императора в усадьбе дом в Останкине стал именоваться дворцом. Новая жизнь старого дома. После Дмитрия Николаевича Шереметева усадьбой Останкино владел один из его сыновей - Александр Дмитриевич Шереметев. Помимо Останкина, во владении А.Д. Шереметева были и другие усадьбы, в частности, подмосковная усадьба Вороново. Отсюда в 1887 году в Останкино были перевезены мраморные часы с фигурой Мефистофеля, выполненные во Франции в 1850-1880-х годах. Однако к моменту перехода усадьбы к Александру Дмитриевичу обстановка интерьеров Останкинского дворца уже окончательно сложилась. Она несла в себе память о времени расцвета усадьбы в конце XVIII века и в то же время имела значение как место пребывания Александра II. В сознании владельцев дворец уже имел образ музея, мемориального места. Поэтому часы с фигурой Мефистофеля не вписались в обстановку парадных залов дворца и остались в кладовых. После отмены крепостного права в 1861 году земли вокруг усадьбы Останкино стали сдаваться в наём под постройку летних домиков, а на 1870-1880 годы приходится расцвет дачной жизни. По предварительной договорённости отдыхающие, снимающие на лето дома в окрестностях, могли осматривать интерьеры как музейные залы. Искусство для советского народа. 23 октября 1918 года усадьба Останкино была национализирована и стала государственным музеем, а 1 мая 1919 года приняла первых посетителей. С момента получения официального статуса музея предметы, наполнявшие дворец, стали музейными фондами. Благодаря активной научной деятельности по изучению усадьбы началось комплектование коллекций. Внимание уделялось предметам из дворцовой обстановки, по различным причинам покинувшим усадьбу в разные периоды, а также мемориальным вещам семьи Шереметевых, находившимся на тот момент в других музеях. В результате этой деятельности в останкинской коллекции появилось трое часов из Фонтанного дома - петербургской резиденции Шереметевых: часы с фигурой Гения искусств, настольные часы в деревянном корпусе и часы с фарфоровой вставкой «Психея и Зефир», а также одни настенные - из Музейного Фонда Московского Отдела Народного Образования. *** Первые десятилетия после открытия Останкинского музея оказали большое влияние на его будущее. Были определены основные направления музейной деятельности, которые приоритетны и сейчас - просветительское, учетно-хранительское и научно-исследовательское. За столетнее существование музея коллекция часов пополнилась выдающимися экспонатами и составляет 68 единиц хранения. Сейчас предметы фонда активно публикуются и участвуют в выставках московских и региональных музеев, рассказывая истории судеб своих хозяев и усадьбы.